Асессоры «Яндекса» и GOOGLE: кто это, и какое влияние они оказывают на поисковую выдачу
Каждый, кто пользуется поисковиками «Яндекс» и Google, знает, что при введении запроса в поисковую строку система выдает результаты, ранжированные в порядке от самых качественных до наименее качественных.
Возникает вопрос: кто решает, какие сайты окажутся в «топе», а до каких пользователь даже не дойдет из-за их удаленности от первых мест. За это отвечает не только искусственный интеллект, но и эксперты-оценщики – асессоры. Они регулярно просматривают выдачу результатов по определенным поисковым фразам.
Кто такие асессоры и чем они занимаются
Асессоры (от англ. Assessment – оценка) – это сотрудники, которые выполняют оценку качества страниц, их соответствие запросу, выбранных изображений и видеороликов. Также специалисты тестируют функциональность поисковой системы и работоспособность ее сервисов, проверяют информацию на предмет копипаста. При выполнении оценки асессор руководствуется рядом определенных показателей (метрик). Для сервисов Google и «Яндекс» эти метрики разные.
Специалисты такого профиля самостоятельно не меняют место ресурса в рейтинге, но выбирают тот из них, который в наибольшей степени соответствует поисковому запросу. Это влияет на ранжирование ресурса в общем списке. Если выбранная страница не соответствует ряду критериев и получает много плохих оценок, сайт понижается в выдаче.
Благодаря работе асессоров выдача в поисковике становится более точной, соответствующей запросам пользователя.
Асессор выполняет работу и тем самым показывает искусственному интеллекту, какие ресурсы можно отнести к качественным (с учетом используемого списка). Система запоминает это и аналогичным образом анализирует прочие ресурсы.
Асессоры работают не только для поисковых систем: специалисты такого профиля задействованы в различных крупных компаниях, которые сегодня знает каждый. Это «Сбербанк», Wildberries, «Тинькофф», «Озон», а также ряд других крупных объектов.
Особенности и различия работы асессоров в «Яндексе» и GOOGLE
«Яндекс» начал нанимать специалистов-оценщиков в 2008 году. Сейчас их число достигает примерно 10000 человек. Задача специалистов – проверка сайтов и страниц вручную. Со временем асессоров стало настолько много, что это превратилось в проблему: персонал требует отбора, контроля, мотивации, наставничества. Это повышает нагрузку на управленцев, а основная задача – сбор данных – отходит на второй план.
Эта проблема была решена путем создания платформы Толока, пользователи которой выполняют задания и тем самым позволяют сервису ранжировать выдачу и совершенствовать алгоритмы. В Толоке простые пользователи решают простые задачи сервиса: проверка качества иллюстраций, оценка соответствия документа поисковому запросу, проверка рекламных блоков.
Основное различие между работой асессоров в «Яндексе» и Google заключается в том, что в первом случае акцент делают на ручную проверку результатов выдачи, а во втором – на автоматические алгоритмы.
В Google задействованы асессоры, свободно владеющие английским языком. В штате – около 5000 специалистов такого профиля. При работе с ресурсами они руководствуются объемной инструкцией (в обновлении от 2021 года количество страниц составляет 172). Главные метрики, по которым асессоры Google оценивают ресурсы:
-
наличие данных о проекте, а также тех, кто его создал;
-
независимые оценки проекта, компании за пределами ресурса;
-
качество представленной информации и ее объем;
-
экспертность, надежность информации.
Оценщики, работающие на Google, взаимодействуют как с компьютером, так и с мобильными гаджетами.
Роль оценщиков в представлении отечественно бизнеса в интернете
Оценщиков релевантности ресурсов поисковым запросам нанимают такие известные компании, как Тинькофф, Озон, Wildberries, ABBYY.
В Wildberries асессоры оценивают соответствие поиска заданным словам и словосочетаниям, ищут и устраняют ошибки в написании слов, определяют актуальность информации. Основная цель деятельности – улучшение алгоритма машинного обучения.
В «Тинькофф» оценщики следят за правильностью написания ответов бота и соответствием изображений, производят разметку различных данных.
Разработчики ABBEYY также нанимают асессоров. Они выполняют гораздо более сложные функции в сравнении с оценщиками перечисленных выше отечественных компаний. Основная задача асессора – разметка данных, которые формируются нейронной сетью. Специалисты также оценивают документы и вносят в них ключевые слова и фразы, а также другие необходимые элементы.
В компании Озон работают специалисты-оценщики с массивом данных: персональных, статистических и маркетинговых.
Несмотря на то, машинные алгоритмы способны справляться с широким кругом задач, они все еще требуют вмешательства человека. Труд асессора будет востребован еще не одно десятилетие.