Блокировка интернет-магазина алкоголя
Компании, работающие в "сложных" тематиках знают, как важно следовать букве закона и следить за изменениями юридических документов. А их маркетологи всегда должны быть готовы к самым неожиданным (и неприятным) ситуациям, например, к блокировке сайта. Продвигая сайт алкогольного супермаркета, мы столкнулись с блокировкой ресурса и решили поделиться своим опытом решения этой проблемы.
Согласно 171-ФЗ продажа алкоголя через интернет запрещена . Мы, в SEOXL занимаемся SEO интернет-магазина Alco.Moscow и 2 года нам удавалось удерживать трафик 30 000 посетителей в месяц и высокие позиции по ВЧ запросам.
03 сентября 2018 мы увидели резкое падение трафика, но не до нулевых значений.
Проверяем:
Параметр | Результат | Комментарий |
---|---|---|
Доступность сайта | + | Не открывается на некоторых устройствах |
Работа хостинга | + | Падений нет. Аптайм 99% |
Позиции сайта | + | Все на месте, существенных отклонений в позициях нет |
Последний пункт сразу наводит на мысли, что проблема не в положении сайта в поиске.
В итоге выясняется, что Роскомнадзор заблокировал сайт, в связи с нарушениями закона.
Почему именно сейчас, регулятор обратил внимание на ресурс: у заказчика есть еще один магазин, схожей, но узкой тематики. В явном виде адрес магазина был скрыт, чтобы избежать аффилированности ресурсов, что и явилось одним из главных нарушений.
Что происходит после блокировки
Прямой трафик
Блокировка не происходит мгновенно. Роскомнадзор направляет запрос провайдерам на блокировку сайта, но они реагируют не мгновенно. Полностью доступность сайта была прекращена за 2 недели. При этом смена хостинга (а именно IP адреса) помогла обойти блокировку провайдером еще на несколько недель для части провайдеров.
Поисковый трафик
Поисковый трафик не снижается до нулевых значений, так как все также у части провайдеров домен не заблокирован. Но падение ровно 95%, соответственно, количество обращений стремится к нулю.
Что предприняли
Сразу делимся на два условных лагеря, которые занимаются проблемой.Представитель заказчика
Заказчик отправляет письмо в Роскомнадзор для уточнения точной причиной блокировки и получает ответ:
Согласно решению Росалко, на сайте можно выбрать алкогольную продукцию и оплатить ее безналичным платежом по реквизитам, представленным организацией-продавцом. Указанные обстоятельства свидетельствуют о возможности приобретения алкогольной продукции дистанционным способом. При этом не указана информация об организации – продавце алкогольной продукции (наименование и организационно-правовая форма юридического лица, его ИНН), а также информация о наличии действующей лицензии (номере, дате выдачи) на розничную продажу алкогольной продукции по каждому торговому объекту. Указанные обстоятельства свидетельствуют о возможности приобретения алкогольной продукции вне стационарного торгового объекта, место нахождения которого указано в лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, а также у лица, не имеющего соответствующей лицензии. Таким образом, установлено: нарушение положений подпункта 14 пункта 2 статьи 16 и пункта 2.1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ (ред. от 29.07.2018), устанавливающих запрет розничной продажи алкогольной продукции дистанционным способом; нарушение положений пункта 10 статьи 16 и пункта 20 статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ (ред. от 29.07.2018), устанавливающих обязанность осуществления розничной продажи алкогольной продукции только в стационарных торговых объектах, места нахождения которых указаны в лицензии на розничную продажу алкогольной продукции; нарушение положения абзаца седьмого пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ (ред. от 29.07.2018), устанавливающего запрет оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий.
Понимаем, какие именно правила были нарушены и устраняем их:
-
нельзя указывать возможность оплаты заранее, чтобы человек мог прийти в магазин и забрать товар. Только в самом магазине;
-
необходимо убрать информацию, которая может быть воспринята как возможность доставки продукции;
-
необходимо разместить лицензию, по которой действует организация в видном месте.
Указываем всю информацию на сайте:
При этом снова отправляем в Роскомнадзор письмо о том, что проблема устранена.
Но, ответ приходится ждать 2 недели, а в это время организация несет убытки, так что необходимы дополнительные меры.
SEO-специалист
Ясно, что проблема не решится быстро, предлагаем заказчику перейти на HTTPS-протокол, так как на сайте Роскомнадзора не указано, что он заблокирован. При этом мы понимаем, что проблему необходимо решать на уровне бизнеса и что это только временная мера, но эффективная.
Что мы ожидаем получить от этого:
-
прямой трафик все равно не сможет попасть на наш сайт;
-
в поиске мы сможем заменить URL HTTP-протокола на URL HTTPS-протокола. Соответственно, без 301 редиректов пользователь будет попадать на HTTPS-версию сайта, которая доступна.
Это решение не удалось реализовать оперативно, так как оно требовало дополнительного согласования на стороне Заказчика. Но через 3 недели после блокировки, предварительно подготовив сайт к переезду:
- скорректированы внутренние ссылки, приведены к относительному виду;
- настроен постраничный 301 редирект;
- проверена доступность медиа-контента;
Сайт переезжает на HTTPS-протокол.
Какие результаты получаем
После проведенных настроен в GSC и Яндекс.Вебмастер поиск оперативно меняет URL в выдаче (большую часть за 1 неделю), и мы получаем полное восстановление трафика.
При этом блокировки HTTPS-версии сайта не происходит.
Снятие блокировки Роскомнадзора
На данный момент после устранения всех недочетов на сайте блокировка снята. Но официальное письмо все еще не пришло.
На будущее мы приготовим список зеркал сайта, чтобы можно было еще быстрее реагировать на проблему, так как от первого письма в Роскомнадзор до снятия блокировки прошло 2 месяца.
Какие оперативные действия предпринимать при блокировке сайта
В случае блокировки можно можно сохранить именно поисковый трафик. Для этого
- Меняем хостинг сайта (IP-адрес): это позволяет временно обойти блокировку у части провайдеров интернета.
- Производим смену главного зеркала в поисковых системах и протокола сайта (с HTTP на HTTPS): смена URL сайта в поисковых системах занимает время, но через 2-3 недели, трафик начнет восстанавливаться.
- Если сайт уже размещен на протоколе HTTPS, и он заблокирован (как и HTTP-версия), то единственным решением будет смена домена, с постраничным перенаправлением на новый ресурс. Его нужно заранее зарегистрировать и развивать как зеркало основного сайта.
Но лучше всего следить за обновлениями закона и соблюдать его. Мы не призываем нарушать закон, предлагаем временные решения возникшей проблемы.